Предложить идею

Создание условий для развития малого бизнеса и самозанятости
Хотелось бы поднять вопрос касающийся именно малого бизнеса. Проблема заключается в том, что большое количество активных граждан либо работает на себя, находясь в тени, либо не решается начать свое дело. Причин много и среди них много объективных, но преодолимых. 1. Самая очевидная проблема связана с рисками не довести начатое дело до точки безубыточности. Начинающему предпринимателю сложно прогнозировать затраты проекта на сколько-нибудь длительный срок. Для микробизнеса это существенный фактор останавливающий большинство инициатив. Начиная свое небольшое дело, как правило, не сложно найти финансы на оборудование и сырье. Затраты на разрешительную документацию (ТУ, сертификаты и прочее), расходы на аренду помещений, жку и другие постоянные расходы в период начала осуществления деятельности составляют значительную долю в стартовых затратах, зачастую превышают расходы на приобретаемое оборудование. Возможно, необходимо возобновить субсидирование начала предпринимательской деятельности, но в значительной степени переформатировать данную меру поддержки. Средства должны выделяться не на приобретение начинающим предпринимателем оборудования, а в первую очередь необходимо предусмотреть вариант субсидирования получения разрешительной документации на уже готовую к выпуску продукцию: ТУ, декларации, сертификаты. При этом, некоторые виды документации могут оформляться на курирующую организацию из числа существующих либо вновь созданную специально для выполнения всех перечисленных задач. Считаем, что будут востребованы субсидии на краткосрочные обучающие курсы: получение сертификатов позволяющих осуществлять лицензированные виды деятельности такие, например, как деятельность кадастровых инженеров, оценщиков, финансовых консультантов, консультантов по 44 и 223 ФЗ. Значительное влияние на ситуацию может оказать введение в коммерческий оборот невостребованного муниципального имущества и предоставление его на льготных условиях, вплоть до бесплатного на первые 3 года, без конкурсных процедур и в максимально сжатые сроки (3-7 дней против 90 как сейчас). Законодательных оснований для этого достаточно (регламенты и постановления разработаны и проходят ОРВ, изменения в мун. программу вносятся), свободные помещения есть. Параллельно планируем прорабатывать вопрос включения муниципальных земель в «Перечень муниципального имущества предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», в том числе на льготных условиях для резидентов создаваемых ТОСЭР. 2. Во-вторых, не имея большого опыта, предпринимателю сложно оценить реальные перспективы выбранного вида деятельности. Общедоступной аналитики по этой теме не существует. Эксперты бесплатно работать для предпринимателя не станут. Выход здесь видится в создании на уровне субъекта открытого перечня видов экономической деятельности (50-100) с проработанными решениями типовых для этих направлений задач – кейсы или что-то типа «коробочных» решений для старта с учетом существующего законодательства и особенностей региона, в том числе возможных мер поддержки данного вида деятельности. Далее на уровне муниципалитетов (районов и городских округов) следует небольшая доработка данных кейсов уже под свои реалии в зависимости от общей направленности экономики и существующих запросов местного рынка. При этом хорошо бы выбрать ниши, где можно добиться локального прорыва небольшими средствами и сделать из этого модель, тиражируемую в регионе. Например, развитие домашнего сыроделия, перепелиная микроферма, выращивание специй, грибов, сбор и переработка дикоросов, реализация на местном уровне программ типа «buy fresh, buy local» и десятки других. Данные направления могли бы стать трамплином для появления серьезных производств и даже отраслей. 3. Низкая доступность льготных кредитных ресурсов. Здесь хотелось бы определить четкий и понятный для предпринимателей подход к рассмотрению их заявок на получение займов. В идеале, создать единый ресурс по принципу «одного окна» (объединение предложений имеющихся агентств, фондов, корпораций) для подбора оптимального варианта займа, с возможностью сдать всю необходимую документацию в электронном виде и получить оперативный ответ. Кстати, идея «единого окна» актуальна и не только для получения кредита. Ресурсная база для этой работы в регионе большей частью уже создана: Агентство по развитию системы гарантий, Агентсво по кластерной политике, Корпорация развития?, муниципальные центры по развитию бизнеса. При этом большинство районов области готовы предусмотреть в бюджетах дополнительные средства (в среднем в пределах 1 млн. рублей в год) на реализацию программ по поддержке предпринимателей. 4. Отсутствие востребованных и доступных финансовых мер поддержки таких как субсидии и льготы. Компенсация процентной ставки к сожалению не особенно актуальна для микробизнеса и тем более в начале деятельности. Существуют возможности для сельхозпроизводителей, но только для тех кто уже работает и сам живет на «земле». Инвестор со стороны не может рассчитывать на них в момент принятия решения о начале инвестирования в проект и, соответсвенно, высокие риски вложений компенсировать нечем. Присвоение статуса ТОСЭР моногородам Володарского района в значительной степени решает эту проблему, но решает локально. Кроме этого необходимо ввести льготы по части уплачиваемых налогов для предпринимателей осуществляющих приоритетные виды деятельности и при этом провести разъяснительную работу с главами поселений о необходимости предоставлять льготы по местным налогам для целей развития территорий. В качестве стартовой площадки для отладки в т. ч. вышеперечисленных мер поддержки возможно использовать создаваемые ТОСЭР. Создание ТОСЭР предлагаем использовать как хороший повод для реализации местными представителями естественных монополий («Нижновэнерго», АО "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород") проектов по реализации государственной политики в области развития МСП. Предлагаем поддержать инициативу моногородов Володарск и Решетиха предложить ресурсоснабжающим организациям рассмотреть возможность снижения стоимости технологического подключения к сетям на ТОСЭР Володарского муниципального района и снижения действующих тарифов на электроэнергию для резидентов ТОСЭР. Считаем, что нужен полноценный проект по комплексной поддержке органами МСУ субъектов малого предпринимательства. В меру реальных возможностей, конечно. Мы можем предложить начинающим предпринимателям действительно хорошие условия для старта. При наличии существующих предпосылок для более активного развития малого бизнеса, системная работа по поиску и преодолению возникающих барьеров заметно изменит ситуацию уже в ближайшие 3-4 года.
Автор идеи: Давыдов Максим Владимирович, 07.09.18
15 идей уже рассмотрено:
Автор идеи: Сулимова Дарья Алексеевна, 21.09.18
СОЗДАНИЕ КАРЬЕРНОГО ПОРТАЛА
Автор идеи: Агафонов Павел Александрович, 11.09.18
Создание CPA сети по реализации продукции Нижегородской области
Автор идеи: Крылов Федор Федорович, 05.09.18
Восстановаление в полном объеме потребкооперации
Команда Правительства Нижегородской области
«Команда Правительства» — программа по формированию высокоэффективного коллектива управленцев.
Перейти на сайт
Перейти на сайт