12 октября 2022 | стратегия развития нижегородской области

Безопасный, современный и экологичный: Нижний Новгород ждёт обновление электротранспорта

Нижний Новгород – один из крупнейших мегаполисов России с обширной транспортной сетью, причем по протяженности трамвайных линий столица Приволжья входит в первую пятерку городов страны. Трамвай – крайне востребованный вид транспорта среди жителей, однако в настоящее время в его эксплуатации наблюдается ряд серьёзных проблем – износ инфраструктуры и подвижного состава составляет более 80%. На существующих маршрутах курсируют вагоны с многократно выработанным сроком службы, в том числе 1980-х годов выпуска – на некоторых участках трамваи буквально движутся со скоростью пешехода. Из-за их неисправности и схода с линии на наземном электротранспорте возникают затяжные интервалы, люди теряют время на остановках.

Региональное правительство четвёртый год реализует масштабную реформу общественного транспорта на территории Нижегородской агломерации, и важнейшей её составляющей является модернизация городского электрического транспорта (ГЭТ) в столице Приволжья. Нижегородская область одной из первых в стране выступила с проектом транспортной реформы и подала заявку на комплексное обновление трамвайной сети – и в этом году правительство РФ одобрило участие Нижнего Новгорода в первом этапе программы по модернизации ГЭТ. Это стало возможным в первую очередь благодаря приоритизации электротранспорта в рамках реформы общественного транспорта, а также детальной предпроектной проработке в рамках подготовки технико-экономического обоснования, проведенной при непосредственной поддержке «ВЭБ.РФ». Обновление инфраструктуры и подвижного состава в Нижнем Новгороде будет финансироваться за счёт средств инвесторов, льготного кредитования «ВЭБ.РФ» и федерального бюджета.

Проект предусматривает закупку нового подвижного состава, реконструкцию трамвайных линий и контактной сети, тяговых подстанций и депо. Благодаря этому будут сняты инфраструктурные ограничения, увеличена средняя скорость трамваев, их удастся сделать более удобными и комфортными, повысить привлекательность перед личным транспортом.

Ключевой точкой многолетней работы над проектом стало 28 сентября 2022-го года. Правительство Нижегородской области подписало концессионное соглашение о модернизации трамвайной сети в Нижнем Новгороде – инвестор приступит к работам до конца текущего года.

Почему Нижнему нужен трамвай

Одним из первых городов страны, где появился электрический трамвай, стал Нижний Новгород. Запуск датируется 1896-м годом, и с тех пор трамвай является неотъемлемой частью транспортной основы города, а также популярным средством передвижения среди пассажиров. Совместно с метро и троллейбусами трамвай образует единую систему, что положительно сказывается на показателях:
65,2 млн человек
перевезено электротранспортом в 2021-м году
Это почти в два раза больше цифр частных перевозчиков.

Нижний Новгород в лидерах среди регионов России по общей протяженности трамвайных линий – их эксплуатационная длина превышает 75 км. Согласно данным за прошлый год, трамваи ежедневно перевозят 77,3 тысячи пассажиров. В некоторых местах, например, в микрорайоне Молитовка Ленинского района, этот вид общественного транспорта является единственным и не дублируется другими.

В связи с этим особенно важным становится преимущество трамвая перед другими видами транспорта – практически 75% трамвайных путей обособлены от оживленных городских дорог столицы Приволжья, благодаря чему жители быстрее добираются до нужных мест. Также это способствует тому, что трамваи в разы реже участвуют в дорожно-транспортных происшествиях.
Преимущества трамвая
Безопасность
Экономичность
Экологичность
Электричество дешевле бензина и дизельного топлива;
Себестоимость перевозки одного пассажира на 40% дешевле, чем у автобуса.
Редко попадают в аварии: за 2021-й год в Нижегородской области трамваи на 94% меньше попадали в ДТП, чем автобусы*;
Независимость от транспортных заторов и отсутствие влияния пробок.
Использует электричество и не загрязняет воздух вредными выбросами;
Не имеет резиновых колёс, которые распространяют пыль.
* Данные УГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области
Второе преимущество – экологичность. По своей вместимости один трамвай может заменить до ста машин – это позволит разгрузить плотный трафик на трассах, соответственно, уменьшив их загазованность. Причём эта аналогия работает и в сравнении с общественным транспортом. Трамвай вмещает в 2-3 раза больше пассажиров, чем электробус или автобус. В Нижнем Новгороде пассажиропоток наземного общественного транспорта за один час составляет порядка 3-4 тысяч жителей, в то время как трамвай может перевозить до 7 тысяч.

К плюсам использования трамваев также следует отнести экономичность их обслуживания. Срок службы автобуса в среднем составляет 10 лет, электробуса – 15 лет. Трамвай может безопасно эксплуатироваться в течение 30 лет. Кроме того, прокладывание автобусных и троллейбусных линий требует серьезного капитального ремонта дороги, который впоследствии придется повторять через каждые 3-5 лет. Трамвайное полотно и контактная сеть по затратам сопоставимы, но менять рельсы достаточно раз в 15-25 лет.

Власти поддерживают и вариант закупки электробусов в Нижнем Новгороде как современного и экологичного вида транспорта. Он на 30% тише автобуса, а суммарные эксплуатационные затраты на 10% ниже, чем у троллейбуса. Однако пальму первенства глобальной модернизации в столице Приволжья получил именно трамвай, поскольку он обладает высоким процентом обособленных участков. Действующая трамвайная сеть пролегает через места с наиболее развитой инфраструктурой и охватывает почти весь город, поэтому, обновив её в первую очередь, удастся решить вопрос качественного сообщения между различными районами. Нижний Новгород спроектирован таким образом, что в историческом центре находится преимущественно плотная застройка невысоких зданий – существующая сеть линий позволяет трамваю быть мобильнее и безопаснее на узких улицах в сравнении с прочим общественным транспортом. Электробусы благодаря своей возможности ездить без контактной сети, смогут ис