Версия для слабовидящих
Цветовая схема:
Размер шрифта:
Эффекты:
Изображения:

При изменении цветовой схемы эффекты будут автоматически отключены

Инфраструктурное развитие 24 Ноября, 2022 года

Новая транспортная артерия: что получит Нижегородская область от строительства скоростной трассы М-12

На территории Нижегородской области второй год продолжается строительство новой скоростной магистрали. Здесь будет проложено 277 км трассы М-12 Москва-Нижний Новгород-Казань. Общая протяжённость этой современной дороги составит более 800 км. Она станет частью международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай». Движение по ней планируется открыть в конце 2023 года. Удобная скоростная трасса будет хорошо освещена и оборудована площадками для отдыха.
Трасса поделена на 9 этапов, по нижегородскому региону пройдут 3 из них: большая часть IV этапа (119,9 км), V этап (108,8 км) и 48,3 километра VI этапа. Сейчас на территории области полным ходом идёт работа над всеми тремя этапами магистрали, в наибольшей степени готовности находится четвёртый.

Максимум скорости

Современная освещенная дорога без светофоров и с многоуровневыми развязками позволит передвигаться по ней со скоростью 110 км/ч. Одним из главных плюсов проекта станет экономия времени. Так, жители Нижегородской области смогут добираться до Москвы или Казани за 3–4 часа, в то время как сейчас на поездку от Нижнего Новгорода до столицы требуется не менее 6 часов.
При этом за пределы областного центра будет выведена значительная часть транзитного автотранспорта. Это положительно скажется на экологической обстановке, снизит число дорожно-транспортных происшествий, сделает приволжскую столицу комфортнее и безопаснее для проживания.

Инфраструктура и инновации

IV этап строительства магистрали предусматривает возведение новой переправы через реку Оку, которая свяжет Владимирскую и Нижегородскую области в районе Мурома. Это будет единственный вантовый мост на М-12: его двухпилонная конструкция предполагает сооружение отдельных опор (пилонов). В конце октября 2022 года работы по устройству русловых опор переправы были завершены. Проект предусматривает, что основой подвесного моста станут два пилона, к ним будут крепиться 34 пары вант (стальных тросов).
Фото: Автодор
Фото: Автодор
Для возведения правобережного пилона выстой почти 90 м впервые в практике отечественного мостостроения применили технологию скользящей опалубки, которая заключается в непрерывном бетонировании тела опоры с одновременным подъёмом опалубки. Это позволило возвести правобережный пилон всего за 4 месяца, что в 2,5 раза быстрее чем потребовалось на возведение левобережной опоры. Второй пилон высотой 80,6 м возводили 10 месяцев традиционным методом переставной опалубки. Длина центрального вантового пролета составит 254 м. Общая протяженность моста — 1377 м. В его возведении задействовано порядка 1000 человек и более 100 единиц техники. Работы идут круглосуточно.
 
Вячеслав Петушенко
Председатель правления Госкомпании «Автодор»

"Возведение мостового перехода через Оку идёт на пике технических новаций. Разработан уникальный архитектурный облик моста и решения по его художественной подсветке. Ее включат в 2024 году, когда запустят движение по сооружению. Планируем замкнуть пролеты моста в мае 2023 года, пустить технологическое движение в июне. Отдельно стоит отметить экономическую эффективность строительства моста: приведенная стоимость одного квадратного метра примерно на 20% ниже, чем у объектов-аналогов, построенных ранее"

Примечательно, что вантовая система на мосту через Оку разработана в России и более чем на 50% состоит из отечественных комплектующих, которые ранее поставлялись из Европы. Таким образом, пример данного объекта красноречиво говорит о том, что российские компании способны обеспечить технологический суверенитет дорожной отрасли.


Примерно в 30 км от строящегося вантового моста через Оку в Навашинском городском округе была применена интересная современная технология: в местах глубоких болот для усиления слабых грунтов дорожники использовали текстильно-песчаные сваи. Они будут передавать нагрузку от дорожного полотна на прочное основание, залегающее под толщей торфа. Благодаря этой технологии не приходится выкапывать под будущей дорогой мягкий грунт, глубина которого в некоторых местах достигает 12 метров.

Фото: Автодор. Те самые инновационные сваи.
Фото: Автодор. Те самые инновационные сваи.

При строительстве трассы в Нижегородской области был использован первый в России инновационный симулятор колёсной нагрузки «ЦИКЛОС». С его помощью на специальном испытательном полигоне провели сравнительные испытания двух типов конструкций дорожных одежд. Эксперимент позволяет всего за несколько месяцев оценить характеристики магистрали, рассчитанной на 20 лет эксплуатации, чтобы в дальнейшем повысить срок её службы. транспортно-эксплуатационных характеристик.


Нижегородский отрезок М-12 будет начинаться и заканчиваться мостами: через Оку и через Суру. На второй переправе работы также идут полным ходом. На сурском мосту завершена установка пролётного строения через русло реки – от седьмой к пятой опоре. Новая переправа свяжет Нижегородскую область и Чувашию. Установить все 10 пролетов на 11 опор строящегося перехода планируется к весне 2023 года.


Протяженность моста составит около 930 метров. Общий вес металлоконструкций переправы будет достигать 9740 тонн. Проектом предусмотрена организация движения автомобилей по четырем полосам – по две полосы в каждом направлении. В целом же при строительстве нижегородского отрезка М-12 будут возведены десятки искусственных сооружений, в том числе и мост через реку Пьяна. Работы по сооружению последнего уже начались.

Фото: Автодор. Мост через Суру даст возможность путешественникам значительно экономить время на поездку, сделает удобной доставку грузов с одного берега на другой.
Фото: Автодор. Мост через Суру даст возможность путешественникам значительно экономить время на поездку, сделает удобной доставку грузов с одного берега на другой.
Кстати, у Минтранса России на данную трассу особые планы: до 2030 года М-12 должна стать частью беспилотного логистического коридора, что позволит увеличить скорость доставки коммерческих грузов на 150% (за счёт движения в ночное время). Для снижения рисков при движении автономных фур и исключения их заезда в города планируется создать специальные хабы и государственный центр управления трафиком грузовиков-беспилотников.

Экономический эффект

Нижегородскую область эксперты называют одним из ключевых выгодоприобретателей от создания новой автомагистрали – это связано как с инвестициями в строительство самой трассы, так и с развитием существующей промышленности и появлением новых кластеров. В течение 15 лет после окончания строительства трассы инвестиционные проекты в зоне влияния М-12 на территории региона принесут порядка 313 млрд рублей налогов и сборов, в том числе 99 млрд в региональный бюджет, будет создано порядка 30 тысяч рабочих мест. Суммарный прирост ВРП составит около 1 трлн рублей.

Экономический эффект для Нижегородской области до 2040 года:

>0,3 трлн рублей

налоговые поступления

~1 трлн рублей

прирост ВРП

30 тыс.

новых рабочих мест

Андрей Нестеренко
Член регионального штаба Народного Фронта (ОНФ) и экспертного совета областного Минтранса

"Появление новой скоростной дороги в одном из ключевых полюсов роста Нижегородской агломерации – Арзамасе – это новый мощный импульс для гармоничного развития южных территории, важнейший драйвер роста экономики всего региона. В ряде муниципалитетов появятся дополнительные шансы притяжения ресурсов и роста уровня жизни. Очевидно, что нашей области очень повезло стать частью этого масштабного проекта"

Местные власти рассчитывают, что открытие нижегородского участка М-12 даст толчок экономическому развитию районов, по которым проляжет трасса. Ведь автомагистраль – это огромные перспективы для развития малого бизнеса в сфере обслуживания автозаправок, ремонтного транспорта, общественного питания, мотелей и т.д.

Речь идёт о восьми муниципалитетах:
 
  • Навашинский городской округ
  • Ардатовский район
  • Бутурлинский район
  • Пильнинский район
  • Арзамасский городской округ
  • Вадский район
  • Сергачский район
  • Перевозский городской округ

 

Ряд инвесторов выразили намерение реализовывать в южных районах Нижегородской области крупные сельскохозяйственные проекты, поскольку возведение трассы М-12 значительно улучшит транспортную доступность этих территорий. Только до 2024 года здесь планируется реализация нескольких инвестпроектов с объёмом вложений свыше 35 млрд рублей. В частности, речь идёт о модернизации свеклоперерабатывающего завода в Сергаче, создании пенькоперерабатывающего предприятия в Пильнине, обновлении оборудования на судостроительном заводе в Навашине и других проектах.

Отметим, что южные районы имеют особое значение в развитии регионального агропрома. На их долю приходится пятая часть всего сельскохозяйственного производства области.

Фото: Автодор.
Фото: Автодор.
По прогнозам, строительство новой автомагистрали ускорит развитие южных территорий, увеличив их вклад в ВВП региона примерно на 30%.

Кроме того, у территорий вдоль новой скоростной дороги есть огромный потенциал для формирования логистического центра национального уровня. Уже сегодня крупные транспортные компании планируют размещать свои мощности на данных территориях, либо на магистралях, связанных со строящейся трассой.

Бонус для туризма

Строительство М-12 будет способствовать увеличению туристического потока в Нижегородскую область. У туристов из Москвы или Казани появится возможность добраться до Нижнего Новгорода на автомобилях за 3-4 часа. А это, в свою очередь, скажется на развитии туристических центров всего региона. Создание новой скоростной трассы как нельзя лучше согласуется с перспективными нижегородскими проектами в сфере туризма, опыт реализации которых может быть тиражирован в других субъектах страны.

Предполагается, что рост турпотока произойдёт и за счет посещения региона путешественниками, следующими из Европы в Китай и обратно. Использование инфраструктуры маршрута как рекламной площадки будет способствовать продвижению местного туристского потенциала. Трасса пройдёт рядом с привлекательными для туристов местами и объектами Нижегородской области, в том числе вблизи паломническо-туристического кластера Арзамас-Дивеево-Саров, Ичалковских пещер, Большого Болдина, индустриального парка «Баташев» в Выксе.

Согласно первоначальному варианту проекта магистрали М‑12, на территории Нижегородской области предусматривалось два съезда: на пересечении с автодорогой Р‑158 Нижний Новгород — Саратов и с трассой Работки — Порецкое. Расстояние между данными транспортными развязками составляет 103 км. По просьбе областного правительства, для увеличения количества точек «подключения» скоростной магистрали к опорной сети региональных дорог было решено спроектировать дополнительную развязку на 300 км трассы М-12 (на пересечении с дорогой Павлово – Саконы), что позволит сократить маршрут до паломническо-туристического кластера «Арзамас — Дивеево — Саров». Предполагается, что благодаря комплексу планируемых мероприятий, к 2030 году турпоток здесь достигнет 1,8 млн человек.

В зоне тяготения М-12 также находится Большое Болдино – одно из самых знаменитых пушкинских мест России, единственная сохранившаяся в период революций и войн родовая усадьба поэта А.С. Пушкина. Прогнозируется, что к 2025 году туристический поток сюда увеличится до 250 тысяч человек, сейчас он составляет около 70 тысяч гостей ежегодно.

Промышленный туризм планируют развивать в Выксе. Здесь будет создан индустриально-туристский парк «Баташев» – в честь братьев Баташевых, которые в середине XVIII столетия создали здесь передовое металлургическое производство. Именно тогда началась история Выксунского завода как одного из главнейших мировых центров инноваций в металлургии. Реализация данного проекта должна принести трёхкратное увеличение туристского потока: с 28,47 тыс. человек в 2019 году (до пандемии) до 86,3 тыс. человек в 2025 году. Создание парка потребует примерно 900 млн частных инвестиций.

Сергей Морозов
Заместитель Губернатора Нижегородской области

"Успешная интеграция М-12 и областной дорожной сети позволит снять многие инфраструктурные ограничения. Мы со своей стороны активно развиваем региональную транспортную систему. Так, в прошлом году была построена двухуровневая развязка в районе деревни Ольгино, которая является южными воротами областной столицы. Завершается строительство Южного обхода Арзамаса, который полностью интегрирован с М-12, что позволит вывести транзитный транспорт из центра города. Начато строительство путепровода в районе посёлка Выездное – близ Арзамаса. Таким образом, обеспечивается комплексное развитие транспортной инфраструктуры, что в целом повысит инвестиционную и туристическую привлекательность региона"