Закон также закрепляет возможности омбудсмена инициировать общественные проверки и экспертизы. В 2021 году уполномоченный впервые организовал опрос жителей Нижегородской агломерации о работе общественного транспорта. Исследование выявило: большинство нижегородцев считают, что время ожидания автобусов на остановках слишком велико, а в салоне нередко наблюдается давка. Кстати, данные проблемы должны быть решены в ближайшее время – с внедрением
новой маршрутной схемы в Нижегородской агломерации. Выяснилось также, что часть подвижного состава не удобна для использования маломобильными гражданами. Впрочем, эта проблема напрямую связана с человеческим фактором: сотрудники общественного транспорта не имеют навыков работы с инвалидами; низкопольные автобусы и троллейбусы останавливаются слишком далеко от посадочных площадок, поэтому маломобильному пассажиру подчас весьма сложно попасть в салон или покинуть его.
Но аппарат уполномоченного, разумеется, не ограничился выявлением проблемы, а попытался найти выход из неё. Так, был поддержан социальный проект «Активное движение», над которым работали активисты НРОО «Инватур». Проект, ставший в 2021 году победителем областного конкурса на соискание государственных грантов, предусматривает инструктаж водителей общественного транспорта, социальный мониторинг доступности пассажирских перевозок для маломобильных жителей, а также правовую поддержку при любых спорах с участием последних.