27 мая 2022 | стратегия развития нижегородской области

Дом-дворец обретает единство: флигель усадьбы Рукавишниковых реставрируют впервые за 145 лет

Вот уже месяц идет реставрация и комплексный ремонт флигеля знаменитой усадьбы Рукавишниковых в Нижнем Новгороде. Двухэтажное кирпичное здание в духе эклектики с элементами классицизма и барокко было возведено в 1877 году. И за всё это время в нём ни разу не проводился капремонт. Фасады, кровля, да и внутренняя отделка давно оставляют желать лучшего. Однако, у руководства Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника на этот флигель имеются большие планы.

«Единственный дворец Нижнего Новгорода»

Усадьба Рукавишниковых – это главное здание Нижегородского музея-заповедника (НГИАМЗ). Оно является историко-культурным памятником и прекрасным образцом гражданской архитектуры второй половины XIX века. Комплекс был построен представителем одной из известнейших и богатейших нижегородских купеческих династий Сергеем Михайловичем Рукавишниковым (1852-1914). Авторами проекта стали знаменитые архитекторы Роберт Килевейн и Пётр Бойцов. Флигель, о котором идёт речь, является неотъемлемой частью усадьбы, он связан с её главным домом переходом на уровне второго этажа.
В 1918 году дом-дворец был национализирован и передан для размещения городского, а впоследствии областного историко-краеведческого музея. В упомянутой пристройке, где во времена Рукавишникова проживала прислуга, расположилось фондохранилище музея. И если в 1996-2010 годах главном здании усадьбы Рукавишниковых была проведена масштабная реставрация, то флигелю повезло куда меньше: больших восстановительных работ здесь не было никогда. Ремонт носил локальный характер, здание постепенно ветшало. В музее-заповеднике давно созрели планы по масштабной реставрации, региональные власти эту идею поддержали и постарались найти в бюджете Нижегородской области средства на воплощение её в жизнь.

В феврале 2022 года губернатор Глеб Никитин принял решение о выделении из областного бюджета более 80 млн рублей на восстановление этого объекта культурного наследия. Реставрация стартовала 20 апреля. Согласно условиям контракта, нижегородская реставрационная компания ООО «Фрегат» должна завершить работы к апрелю 2023 года. Проект реставрации был разработан архитектурным бюро «Асгард».
Уже в этом году во флигеле усадьбы Рукавишниковых будут выполнены противоаварийные работы, укреплены несущие конструкции стен и перекрытий, отремонтированы инженерные системы, заменена кровля, восстановлен в изначальном виде фасад. Внутренние ремонтно-реставрационные работы пройдут в следующем году.

Реставрация старинного здания не стала тайной за семью печатями: 26 мая ход работ смогли оценить нижегородские журналисты. Мини-экскурсию по флигелю провели зампредседателя регионального правительства, министр культуры Олег Беркович, гендиректор НГИАМЗ Юрий Филиппов и автор проекта реставрации Александр Шумилкин.
В некоторых окнах сохранились стекла ещё времён Сергея Михайловича Рукавишникова. Немного извилистые. Они являются элементом экскурсии, которая проводится во дворе усадьбы. Эти стёкла будут сохранены и вставлены в новые оконные рамы. Вообще, очень хорошая команда работает над реставрацией. Например, по старинной литературе они изучают, какие составы штукатурки применялись при постройке здания в 1877 году. Чтобы вновь воссозданные элементы фасада максимально точно соответствовали оригиналу. Видно, что люди работают с любовью,
— отмечает Юрий Филиппов.
По словам директора музея-заповедника, лепнина, украшающая флигель, утрачена во многих местах. Сейчас с уцелевших элементов делают слепки, затем с их помощью воссоздадут недостающие части. Причем лепнину планируют изготовить из смеси, максимально близкой по составу к исторической. При помощи зондажей было обнаружено два исторических цвета – охристый и голубоватый. Было принято решение сохранить последний. Он будет взаимодействовать с цветом главного здания усадьбы.
Важно, что это единственный дворец Нижнего Новгорода. Усадеб у нас было много, но лишь эта имела статус городского дворца – как в Петербурге и Москве. После восстановления это здание стало символом музейного дела во всей Нижегородской области. Наконец-то дошли руки и до флигеля. Мы выполнили проектные работы не только по фасаду, но по интерьерам. Задача стояла сложная – совмещение трёх функций: фондовое хранение, служебное использование, экспонирование уникальных экспонатов,
— рассказывает автор проекта, представитель бюро «Асгард» Александр Шумилкин.
Реставрация началась недавно, но в ходе работ уже сделан ряд интересных открытий. Например, выяснилось, что хозяин усадьбы, построивший роскошное главное здание, решил сэкономить на материалах флигеля для прислуги: перекрытия сделаны из леса далеко не высшего сорта, использовались также старые корабельные доски. А, возможно, Рукавишникова подвел подрядчик.
В свою очередь заместитель председателя правительства Нижегородской области Олег Беркович напомнил, что в рамках подготовки к 800-летию Нижнего Новгорода были отреставрированы фасады главного дома усадьбы, каменный забор и ворота, а также благоустроена внутренняя территория.
После завершения реставрации оживет и сам музейный дворик, где будут проходить небольшие культурные мероприятия: мастер-классы, концерты, чтения,
— рассказал Олег Беркович.

Уникальное для Нижнего Новгорода фондохранилище

Директор музея-заповедника Юрий Филиппов признаётся, что учреждению не хватает площадей для демонстрации множества ценнейших экспонатов. Замечательным предметам искусства приходится пылиться в фондах. Разумеется, это лишь фигура речи, ведь в НГИАМЗ работают опытнейшие хранители, которые тщательно следят за сохранностью и чистотой вверенных им сокровищ нижегородской старины.

В 2023 году фондохранилище во флигеле должно заработать в штатном режиме. Главное отличие будет заключаться даже не в обновлённых интерьерах и современных коммуникациях, а в новой функции здания: одновременно показ и хранение экспонатов. Такого пока нет ни в одном нижегородском музее. Пускать посетителей туда планируется лишь небольшими группами.
На первом этаже флигеля будет организовано открытое хранение нашей гордости – богатейшей коллекции фарфора. Тут есть вещи и шереметевские, и юсуповские, и Орлова-Давыдова. Есть предметы из дворцов Санкт-Петербурга и те, что принадлежали нижегородскому купечеству. Думаю, не ошибусь, если скажу, что у нас в музее представлены все известные фирмы, производившие фарфоровые изделия, - рассказывает Юрий Филиппов. - Практика мировых музеев показывает, что открытое хранение - это очень интересная вещь. Экскурсии здесь будет проводить сам хранитель, который будет делиться с посетителями массой тонкостей, связанных с фондовой работой,
— поведал Юрий Филиппов.