6 апреля 2022 | стратегия развития нижегородской области

Увидеть цифровой мир: незрячие нижегородцы учатся общаться с компьютером и готовы поделиться опытом с другими регионами России

C 2021 года в Нижегородской области действует программа «Развитие навыков владения компьютерами, сенсорными мобильными устройствами и сервисами цифровой экономики среди инвалидов по зрению». Проект реализуется АНО «Проектный офис Стратегии развития Нижегородской области» совместно с министерствами информационных технологий и связи, а также социальной политики региона. Финансирование на него выделяется из регионального бюджета. В этом году по итогам открытого конкурса на оказание услуг государственный контракт снова заключен с Нижегородским областным центром реабилитации инвалидов по зрению «Камерата».

Мы пообщались с автором инициативы - старшим проектным менеджером, Ильёй Лебедевым и заместителем директора Центра «Камерата» Мариной Рощиной. Они рассказали о том, как реализуется проект, как он помогает незрячим людям увидеть мир и как попасть на обучение, которое кардинально изменит их жизнь.
Расскажите, с чего начинали. Как возникла идея проекта?
Илья: К этому привел мой личный жизненный опыт и истории знакомых. Я сам почти незрячий. Зрение падало постепенно, все это время я активно пользовался и телефоном, и ноутбуком. Но, если бы навыки работы не глядя на экран в нужном объеме были освоены мною раньше, если бы не злоупотреблял, так сказать, подглядом, то не добил бы сетчатку и сберег бы остаток зрения на 5-7 лет уж точно. Я мог бы дольше радовать себя тем, что теперь уже никак не может быть компенсировано компьютерными технологиями, успел бы запечатлеть лица своих детей, продолжил наслаждаться видами природы. Такая поучительная история.

Вторая ситуация связана с моим другом юности. Борис работал преподавателем, был единственным кормильцем в семье. После неудачной операции на глазах – практически ослеп и одномоментно оказался не у дел. Примерно месяц тогда общались с ним по межгороду, чтобы передать хотя бы минимальные азы невизуального пользования компьютером. Дальше он осваивался сам, сейчас снова работает, с помощью ноутбука все также готовит и читает лекции. Все вернулось в нормальное русло. А в тот тяжелый момент в городе Бориса не оказалось организации или людей, которые бы могли помочь.

Я посчитал, что этот проект нужен, потому что умение пользоваться смартфоном и ноутбуком в комплексе решают очень многие проблемы, меняют качество жизни.

Обучение в Нижегородской области проводится по направлениям «Компьютерная грамотность» и «Мобильная грамотность» на ступенях «Начинающий пользователь», «Уверенный пользователь», «Эксперт» (тренер). Благодаря проекту, незрячие и слабовидящие получают работу тренерами и делятся знаниями с другими инвалидами по зрению.
Вы считаете нижегородский проект уникальным?
Илья: И да, и нет. Эта практика развивалась в Нижегородской области и до перехода на бюджетное финансирование. Например, компьютерные курсы некоммерческие организации периодически проводили в Нижнем с середины 90-х. Наш проект — это не уникальная идея, а практика, которая доказала свою успешность, и которую мы сейчас включаем в государственную систему социальной помощи и поддержки инвалидов по зрению. А уникальность нижегородской модели в том, что при переходе на бюджетное финансирование задачу довольно-таки специфического обучения незрячих власти отдали на аутсорсинг компетентной НКО.

Это вполне в духе свежих веяний социальной политики государства

Марина: Я бы, в первую очередь, говорила об эффективности с точки зрения результата. Незрячие преподаватели более компетентны, следят за актуальными новинками в тифлотехнологиях, все пробуют на собственном опыте, лучше знают психологию аудитории и подходы к ней.

Илья: В регионах, как правило, общественные организации занимаются обучением в рамках грантовых проектов, либо услуги оказываются слабовидящими сотрудниками в штате бюджетных реабилитационных учреждений. И то, и другое имеет право на жизнь, хотя, на мой взгляд, не гарантирует постоянства и доступности услуги максимально близко к месту жительства нуждающегося. Мы же, наоборот, создаем в регионе гибкую сеть незрячих преподавателей, что позволит организовать занятия даже в самых отдаленных районах.
Традиционный вопрос, который, наверное, возникает у непосвященных. Незрячие используют какие-то специальные гаджеты?
Марина: В большинстве своем - нет. Обучение проходит на обычных смартфонах и компьютерах. Программы озвучивания экрана либо предустановлены в операционных системах, либо устанавливаются пользователем. Объекты на экране и действия человека сопровождаются электронным голосом, а управление осуществляется с помощью специальных жестов или команд клавиатуры. Так незрячим людям становятся доступны практически все возможности современных гаджетов, что помогает им самостоятельно выполнять многие повседневные задачи. Мы просто не пользуемся мышью – ее заменяют клавиатурные комбинации, и жесты у нас другие, а в остальном – все то же, что у зрячих.
А как осваивают цифровое пространство слепоглухие? Ведь восприятие информации на слух им недоступно.
Марина: Вот тут как раз помогают специальные устройства. В прошлом году к нам пришла слепоглухонемая женщина. Для нее единственный вариант - обучение с помощью дисплея Брайля и сурдопереводчика. Дисплей подключается к компьютеру или смартфону, превращая визуальную информацию в сочетание рельефных точек. Тренеру пришлось освоить работу с прибором, потому что это не очень распространенное устройство и достаточно дорогое, хотя сейчас оно уже входит в перечень средств реабилитации, выдаваемых людям с одновременным нарушением слуха и зрения за счет федерального бюджета. Прежде всего наша ученица освоила навык звонков и смогла выполнять самые обычные вещи для повседневной жизни - распознавать деньги, предметы, тексты. Для слепо-глухих еще важнее уметь ориентироваться в цифровом мире, потому что это единственный полноценный канал связи.

Марина Куприянова
Инвалид I группы с одновременным нарушением зрения и слуха
«У меня полностью отсутствуют зрение и слух. После курсов освоения телефона с помощью дисплея Брайля, я почувствовала себя самостоятельным человеком. Сегодня я могу и новости почитать, и с друзьями пообщаться в WhatsApp, и деньги распознать, и будильник завести. Раньше во всем зависела от мужа. Теперь не представляю свою жизнь без смартфона, хочу еще продолжать обучение, ведь для меня через это устройство открывается весь мир»
Сколько надо учиться, чтобы освоить начальный или продвинутый уровень? Сколько потребуется, чтобы дорасти до тренера и получить работу в проекте?
Марина: Бывает по-разному. В начале многое зависит от преодоления страха, потому что, даже имея зрячий опыт, приходится полностью перестраиваться. Сложнее тем, кто потерял зрение в преклонном возрасте и никогда не имел опыта общения с техникой. Пожилые ученики тоже есть, так что многое зависит от настроя и упорства.

Что касается тренерской работы, у нас Андрей Путиков в прошлом году перешел со ступени уверенного пользователя на ступень эксперта, а уже в этом году провел свое первое занятие в Тоншаеве. После обучения Андрей еще много чего изучил самостоятельно. Он общается с опытными тренерами, чтобы лучше понять процесс преподавания. Вообще, мы максимально открыты и для новичков, и для вчерашних выпускников.

Владение компьютером и смартфоном помогает сберечь остаточное зрение и компенсировать значительную часть утраченных зрительных функций и в учебе, и на работе, и в быту. Однако, по данным проведенного в 2021 году исследования, более 50 % инвалидов по зрению, проживающих в Нижегородской области, до сих пор не пользуются компьютерами, и около 40 % - смартфонами. При этом около 75 % из тех, кто владеет гаджетами, хотят повысить свою квалификацию.
Чем полезен нижегородский опыт для других регионов? Вы готовы его масштабировать?
Марина: По факту обмен опытом уже происходит, хотя обучение преподавателей из других регионов в Нижнем пока проводится из внебюджетных источников. Сейчас на грантовые средства «Камерата» готовит тренеров сразу для 30 субъектов. А «Проектный офис Стратегии развития» помогает общественным организациям на этих территориях выстраивать контакты с социальными и цифровыми министерствами, как раньше уже было сделано у нас.

Илья: Думаю Нижегородская область готова быть российским центром развития цифровой грамотности незрячих как в методическом, так и в организационном аспектах. Регионам не придется проходить долгий подготовительный этап и искать возможности финансирования, точки опоры. На это все, включая подготовку к конкурсным процедурам, мы потратили около двух лет, но те, кто пойдут за нами, сделают это быстрее. Мы готовы делиться опытом.

Уже сейчас к нам обращаются представители НКО и профильных ведомств из других регионов. Они хотят перенять идею проекта и схему аргументации перед местными властями. Например, в марте мы провели вебинар по обмену опытом оказания услуг обучения цифровой грамотности незрячих и слабовидящих за счет бюджета. В нем приняли участие представители Ставрополья, Новосибирска и Югры, Мордовии, Башкирии, Самары, Тюмени, Астрахани, Костромы.
Чем полезен нижегородский опыт для других регионов
Обучение тренеров. На данный момент проходят обучение тренеры из 30 субъектов РФ
Обмен опытом. Готовое решение по методикам преподавания и учебным планам
Проработанная схема проекта. Финансирование, межведомственное взаимодействие
Секреты реализации проекта. Возможность изучить логистику создания тренерской сети, взаимодействия с получателями услуги через медиков и соцработников