25 ноября 2020 | стратегия развития нижегородской области

Транспортная система Нижегородской области глазами эксперта

2020 год близится к своему завершению. Он не был простым, однако и в это сложное время в Нижегородской области произошли капитальные и долгожданные изменения. Возьмем, к примеру, транспортную систему. Начало строительства виадука на Циолковского и в Ольгино, открытие развязки Неклюдово-Золотово, запуск городских электричек и ремонт более 195 участков дорог региона общей протяженностью 881.1 км, - все это произошло именно в нелегком 2020-ом.
Да, безусловно, в плане развития транспорта нашему региону еще есть к чему стремиться. А к чему именно, мы решили спросить у директора Центра исследования транспортных проблем мегаполисов Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Константина Трофименко.
— Константин Юрьевич, если говорить в общем, как вы оцениваете транспортную систему Нижегородской области?
— Если сравнивать Нижний не только с Москвой, но и другими городами-миллионниками России, безусловно, у вас есть над чем работать. Сама планировка у Нижнего Новгорода очень сложная. Если брать другие города-миллионники, такого разделения, фактически на независимые части, нет нигде. Перепады высоты разрывают районы. Сормово стоит отдельно от Автозавода, а центр и вовсе кажется совершенно другим городом. В этом случае нужна очень тщательная и продуманная транспортно-логистическая система. А так как почти 20 лет, до 2018 года, очень многое было пущено на самотек, сейчас перед действующей властью открывается огромный фронт работ.
Карта перепадов высот в Нижнем Новгороде
Все эти изменения дают надежду, что у Нижнего Новгорода уже в самое ближайшее время все получится.
К примеру, в Нижегородской области потенциал наземного городского транспорта, автобусов и трамваев, сильно недоиспользован. Здесь нужно провести очень серьезную работу. Кроме того, мало шагов делается для развития потенциала пригородных перевозок. Безусловно, интеграция метро и железной дороги уже существует, но она была намечена только в этом году. Также сейчас идет крупная работа, связанная с построением новой маршрутной сети в рамках агломерации. Могу отметить, что это очень важно и своевременно.
— Насколько эффективно реализуется нацпроект «Безопасные и качественные дороги» в нашем регионе?
— Москва и Питер не участвуют в этом национальном проекте, поэтому могу провести сравнение только с другими регионами России.
Проект рассчитан до 2024 года, и пока преждевременно подводить его итоги. На первом этапе регионы и города должны разработать транспортные планы. И эта работа успешно ведется, в том числе и в Нижегородской области. Далее под эти транспортные планы выделяется федеральное финансирование — конкретное, понятное, обоснованное, которое определяет инфраструктуру проектов.
— Сейчас все находятся на начальном этапе. Какие-то регионы уже успели что-то сделать, например, Тверь, Пермь и Казань. Но хочу отметить, что это лишь «пилоты», которые в дальнейшем должны приобрести более ощутимые очертания. Насколько я могу судить, Нижний не отстает от первоначальной стадии и делает абсолютно верные шаги. То есть, у вас есть все шансы реализовать каждый этап проекта и получить принципиально новую транспортную систему за счет федеральных вложений.
— Из каких посылов вы бы посоветовали исходить при формировании принципиально новой транспортной стратегии Нижегородской области?
— Ну смотрите, в любом городе очень важно найти баланс, некое соотношение оптимальной нагрузки дорог и всех видов общественного транспорта, который соответствует именно этому городу. То есть, условно, сколько автобусов нужно запустить в рейс, чтобы на дорогах не образовались пробки, а интервал движения всех устраивал.
Обязательно должны быть учтены потребности горожан и сложившееся транспортное устройство: откуда-куда и когда ездят люди. Стратегический документ должен базироваться на этом и показывать, как мы видим транспортную систему Нижнего Новгорода 2030 или 2035 года. А главное, какие меры транспортной политики могут способствовать ее реализации. Все это маленькие кирпичики, из которых выстраивается полная взаимосвязь.
— Приведите примеры регионов, которые уже удачно реализовали свою транспортную стратегию или находятся на промежуточной стадии.
— Банально, Москва. Учитывая, что в принципе вопросами развития транспортной системы на уровне минтранса и региональных властей озаботились не более пяти лет назад, то сейчас все регионы находятся в примерно одинаковом положении. Россия делает пока только самые первые шаги. Конечно, есть отдельные интересные кейсы, например, Тюмень и Пермь. Но это скорее исключение, чем закономерность.
— Как вы считаете, когда в Нижнем Новгороде карта метро станет подобна московской? Что для этого нужно?
— Понимаете, в чем дело, метро — это все-таки не самоцель. Есть несколько станций, которые критически нужно строить. Например, продолжение центра красной ветки на площадь Сенную и дальше, а также соединение синей, Сормово-Мещерской линии с железной дорогой. Это жизненно необходимо. Но, если брать не такие мегаполисы, как Москва, а стандартный европейский город, то там на карте обычно указывается сразу все вместе: и метро, и трамваи, и городские электрички. И, я считаю, что именно к этому нужно стремиться. Карта транспортной системы должна покрывать большую часть освоенной территории города, что даст людям возможность без пробок доехать в любое место.
Поэтому Нижнему Новгороде не столько нужно метро, как в Москве, сколько неразрывная транспортная система.
— Как вы оцениваете достижение Нижегородской области в плане внедрения информационно технического сопровождения (ИТС) в транспортную систему? Имею в виду «умные остановки» и прочие сервисы, которые делают пользование общественным транспортом в разы удобнее.
— Повторюсь, Нижегородская область пока делает только первые шаги. Здорово, что здесь даже на первом этапе устанавливается достаточно развитое техническое оборудование. Остальное - вопрос реформ. ИТС — это не панацея, а инструмент для достижения определенных показателей. Если есть орган, который этим инструментом владеет и люди, которые понимают, зачем он нужен, это самое важное.
Я вижу, что Нижний Новгород осознанно подходит к этому вопросу. И это радует больше всего.
— Какой бы главный совет вы дали людям, которые занимаются развитием транспортно-логистического комплекса нашей области?
— Я боюсь, нет такой универсальной формулы. Для меня показателен тот рост, который я могу наблюдать в последние два года. Первые шаги сделаны, результаты уже видны, а значит, все делается правильно.