14 апреля 2022 | стратегия развития нижегородской области

Транспортную инфраструктуру для нижегородцев с ОВЗ усовершенствуют

Изменения в новую маршрутную сеть нижегородской агломерации продолжают обсуждать с горожанами. Ее разработчики стараются учесть предложения и пожелания всех групп населения, включая нижегородцев с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Их проблемам был посвящен круглый стол экспертной группы по обсуждению новой маршрутной сети. Мероприятие прошло в лектории АНО «Проектный офис Стратегии развития Нижегородской области».

Прежде всего участники круглого стола договорились провести инвентаризацию городских остановок. Так они планируют выяснить, как нужно изменить существующую инфраструктуру, чтобы она стала комфортнее для людей с ОВЗ. О том, какие изменения запланированы, рассказал депутат городской Думы Нижнего Новгорода, старший проектный менеджер АНО «Проектный офис Стратегии развития Нижегородской области» Роман Пономаренко, который вошел в экспертную группу по транспортной реформе и возглавил направление по проблемам маломобильных граждан.

Он отметил, что в результате транспортной реформы в городе должны появиться 24 новых остановки и еще шесть планируется перенести. Чтобы проверить, насколько такие изменения необходимы, создана анкета, которую предоставили некоммерческим организациям и горожанам с ограниченными возможностями здоровья. Респондентам предстоит оценить нововведения с точки зрения удобства расположения и доступности. Полученная обратная связь поможет трансформировать инфраструктуру, если этого потребует большинство опрошенных. В настоящее время опрос стартовал, ведется сбор данных.

Доступность инфраструктуры для пользователей с ОВЗ

Депутат также предложил усилить работу с водителями общественного транспорта по части взаимодействия с маломобильными гражданами. По его мнению, не все водители понимают специфику работы с ними.
Несмотря на наличие законодательных норм, не все водители понимают специфику маломобильных пользователей, поэтому предлагаю внести в брутто-контракт эти предложения: подъезд к остановке, срок ожидания пассажиров. Это те условия, которые не особо обременяют, но которые важно учитывать с точки зрения людей с ОВЗ.
— рассказал Роман Пономаренко.
Директор ГКУ НО «Центр развития транспортных систем» Артем Бафанов пообещал выяснить, можно ли внести в брутто-контракты новые требования к перевозчикам. Хотя отметил, что по закону они и так обязаны проводить такой инструктаж.
Возможно мы организуем совместные проверочные выезды экспертов и сотрудников проектного офиса (когда будем проводить мониторинг безбилетников) и выявим, как себя ведут водители, когда видят маломобильного гражданина. Предложено также организовать обучение культуре взаимодействия водителей с пассажирами с помощью НКО. Можно сделать так, чтобы это было на уровне системной работы с водителями. Поскольку есть люди незрячие, с ментальными нарушениям и другими нозологиями,
— сказал Артем Бафанов.
Новая маршрутная сеть, наряду с исключением дублирующих маршрутов, предполагает увеличение количества пересадок. Это повлияет на жизнь людей с инвалидностью, поэтому нужно понимать, где и как будут происходить пересадки. О важности проблемы заявил старший проектный менеджер АНО «Проектный офис Стратегии развития Нижегородской области» Илья Лебедев.
В одном случае придется пересесть на той же остановке, где вышел, в другом - перейти на противоположную сторону или на соседнюю улицу. Очень правильно, что сейчас эта работа ведется заранее, за несколько месяцев до того, как новая транспортная сеть заработает. Но мы подали предложения, чтобы места пересадок были внесены в интерфейсы, чтобы этим могли пользоваться разные пассажиры, включая незрячих. Договорились также, что администрация города отработает предложения для слабовидящих, чтобы интерфейс и цифровое табло на «умных» остановках были единообразными и соответствовали их требованиям.
— рассказал Илья Лебедев.
Илья Лебедев напомнил, что проектный офис «Стратегии развития» совместно со Всероссийским обществом слепых разработал и протестировал универсальный стандарт электронного указателя номера маршрута на общественном транспорте. Новый дизайн передних, боковых и задних табло адаптирован для граждан с ослабленным зрением. Он минималистичен, адаптирует цветовую гамму к условиям светлого и темного времени суток и содержит минимум динамических элементов. Это будет удобно для всех пассажиров. Стандарт предложено включить в условия новых контрактов с перевозчиками.
Он также отметил, что необходимо проработать вопрос доступности визуальной и тактильной информации для инвалидов различных нозологий. Старший проектный менеджер предложил подключить к этой работе специалистов инклюзивного дизайна, чьи разработки облегчат ориентацию людей с ОВЗ на остановках и в транспорте.
В ответ на это представители администрации Нижнего Новгорода сообщили, что готовы обсудить возможность размещения нужной информации на «умных» остановках с ПАО «Ростелеком». Заместитель директора департамента транспорта и дорожного хозяйства городской администрации Анна Курочкина отметила, что для этого нужно определить, какая нужна информация и в каком виде она будет представлена.

Свое предложение также озвучил генеральный директор ООО «СИТИКАРД» Юрий Рябиков, который посоветовал обратить внимание не только на «умные» остановки.
Хочу отметить, что кроме «умных» остановок в Нижнем Новгороде есть еще более 1000 обычных. Нужно решить, что делать с тремя четвертями остановочных комплексов, где вообще нет никакого информирования граждан с ОВЗ. Также необходимо разобраться, как обстоит дело с обслуживанием маломобильных групп граждан у частных перевозчиков. Я абсолютно не сомневаюсь в соблюдении ГП НО «Нижегородпассажиравтотранс» всех требований по транспортировке людей с ОВЗ. Что касается частных переводчиков, то я уверен, что именно там необходимо проводить тренинги для водителей и контролировать их с участием уполномоченных лиц.
сказал Юрий Рябиков.
Он также обратил внимание на важность поддержания городских тротуаров в нормативном состоянии. По его мнению, удобство пользования инфраструктурой нужно оценивать комплексно – начиная от места жительства и заканчивая той точкой, в которую должен попасть нижегородец с ОВЗ.

Интерактивная карта маршрутной сети

Сейчас для удобства пользователей общественного транспорта создается портал интерактивной карты новой маршрутной сети Нижегородской агломерации. Ресурс поможет выбрать оптимальный маршрут для пассажиров с максимальной экономией времени в пути, при необходимости покажет места пересадок. Это также большой плюс для нижегородцев с ОВЗ.

Кроме этого, интерактивная карта позволит получить нужную информацию о работе наземного транспорта, метро, пригородных электричек и канатной дороги.
На портале также можно будет оставить обратную связь и предложить идеи по усовершенствованию маршрутной сети.

Как изменится городской транспорт

Внедрение новой маршрутной сети произойдет не в один день, и она будет постоянно совершенствоваться. По данным ГКУ НО «Центра развития транспортных систем», сегодня на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в Нижнем Новгороде задействованы 1609 единиц транспорта. Для перевозки инвалидов и маломобильных групп населения приспособлены все автобусы ГП НО «Нижегородпассажиравтотранс».
Как сообщил директор ГКУ НО «Центр развития транспортных систем» Артем Бафанов, сейчас соотношение транспорта большого и среднего классов в Нижнем Новгороде - 50х50%. После транспортной реформы количество низкопольных автобусов большого и особо большого классов планируется увеличить до 85%.

Сегодня в реестре общественного транспорта Нижнего Новгорода числится более 800 автобусов большого класса. Из них для перевозки маломобильных граждан приспособлены 536: они низкопольные, оборудованы пневмоподвеской, есть крепления для инвалидных кресел на накопительных площадках, в некоторых имеется функция наклона при подъезде к остановке. Также предусмотрены откидные аппарели и, при необходимости, водители могут оказать услугу посадки. Что касается автобусов среднего класса, то их в городе насчитывается более 500 единиц, из которых 70 оборудованы аппарелями для маломобильных граждан. Однако их парк планируют обновлять, и в брутто-контракты войдут требования касательно оснащения транспорта с учетом потребностей нижегородцев с ОВЗ.