25 июня 2020 | стратегия развития нижегородской области

Поправки в Конституции 2020: об обнулении президентских сроков

45 статей-поправок, 36 из которых касаются политического устройства России. Как к этому относиться? Есть два пути. Считать, что верховная власть стремится поджать под себя все рычаги давления, или осознать, что к поправкам нас привела сама история России.

Мы запустили цикл статей, в которых заведующий базовой кафедры государственного и муниципального управления НИУ РАНХиГС, профессор Андрей Дахин, рассуждает: зачем и кому нужны политические поправки в Конституции 2020, в частности «обнуление сроков» президента.
Что значит «обнуление сроков»
Конституция - это главный государственный закон, который соединяет в себе, как действующие политические смыслы, так и ориентиры на будущее. Равняясь на них, государство и общество уже сейчас выбирает определенный курс своего развития. Поправки к Конституции 2020 года, как раз об этом.

Мы находимся в длительном процессе исторического преобразования. И нужно понимать, что какие-то механизмы публичной политики внедряются быстро, а есть те, которые нужно менять, однако в силу многих обстоятельств одномоментно этого сделать нельзя. Один из таких трудных вопросов - проблема передачи высшей власти.

Традиционно в России на протяжении многих веков власть менялась посмертно. А традиция - это то, к чему все привыкли: и народ, и чиновники разного уровня. До сих пор официального отношения к этой традиции не давалось. И, наконец, ответ на вопрос как в перспективе будет меняться высшая власть в России, то есть президентская власть, был дан в поправке к Конституции.
Часть 3, Статьи 81
Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков.
В бывших республиках СССР, где такая цель в Конституции не заявлена, «пожизненная» традиция сохраняется, неся с собой риски внутренних расколов элит, как это было в СССР (Туркменистан). Там же, где переход к ротационной системе происходит слишком быстро, общество тоже раскалывается, становится конфликтным (Украина).
Андрей Дахин
профессор НИУ РАНХиГС
Законны ли такие поправки
В поправках к Конституции России вводится переходный механизм, благодаря которому действующему президенту РФ даётся возможность быть ключевым лицом, принимающим решение. Поэтому в числе поправок есть несколько пунктов, которые обозначают этот самый переходный период.

Поправка ставит цель - перейти к новому политическому механизму смены верховной власти. Вместо пожизненного правления в России должен быть внедрён ротационный механизм перемены фигур на посту президента РФ. То есть президент находится у власти максимум в течение двух сроков, а далее его сменяет другой.

Но процесс отхода от одной традиции и создания другой содержит огромные риски для всей системы. Политики, стоящие у власти, понимают, что в одночасье такие задачи не решаются. Поэтому необходим переходный период. Однако в течение одного или двух президентских циклов, должна сформироваться новая политическая привычка к тому, что «верховные руководители» меняются чаще, чем это было до сих пор.
Часть 3(1), Статьи 81
Положение части 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением.
На этапе перехода, ключ к решению задачи находится в руках действующего президента. Это оправданно, так как, к сожалению, другие представители политической элиты не доказали своей способности действовать в интересах России больше, чем это делает Владимир Путин.
Таким образом, президент, то есть Владимир Путин, благодаря этой поправке, получает возможность «быть крайним». То есть на него возлагается персональная ответственность за устойчивость политической системы в период, когда механизм трансформации верховной власти будет претерпевать крутые для российской традиции изменения.
Виктор Черномырдин когда-то говорил, «что бы мы ни делали, у нас получается КПСС». Поправки вводят переходные полномочия Путина для того, чтобы НЕ получилось «КПСС». Чтобы перейти от советской традиции к новой ротационной системе кадровой политики применительно к должности президента России
Андрей Дахин
профессор НИУ РАНХиГС