12 марта 2020 | стратегия развития нижегородской области

История развития нижегородского судостроения: от деревянных кораблей до новых «Метеоров»

Нижегородская область и судостроение неразрывно связаны друг с другом. Можно сказать, что их союз начался еще во времена Петра I — нижегородские корабелы поучаствовали в создании первого в стране морского флота. А на протяжении всей истории нижегородские проекты играли важную составляющую в развитии российского водного транспорта.

Предлагаем вам краткую историю того, как развивалось судостроение в Нижегородской области, и почему современные проекты — это достойное продолжение славной традиции в регионе.
Дореволюционный период: проекты Сормовского судостроительного завода
В середине XIX века на Волге появились первые паровые судна. По берегам реки возникло множество судоверфей. Кстати, одной из старейших была Сормовская.

Первое время Сормовский судостроительный завод, основанный в 1849 году, строил деревянные суда: кабестаны и колесные пароходы-забежки. Первенцами завода стали забежка «Ласточка» и двухтрубный кабестан «Астрахань».

Фото первой деревянной «Ласточки» не сохранилось. Скорее всего, его просто не было). Представляем схематичные рисунки «Ласточки» и кабестана «Астрахань».
Но уже в 1852 году нижегородское предприятие спускает на воду свое первое судно с металлическим корпусом — пароход «Орел». Важным проектом в истории предприятия стал спуск на воду первого в России двухпалубного парохода «Переворот».
Его появление на волжской магистрали вызвало сенсацию и ознаменовало переворот в речном судостроении: он опровергал прежнее представление авторитетов о невозможности возведения на пароходах двухъярусных надстроек. В дальнейшем именно этот тип пароходов стал определяющим до середины ХХ века.

Газета «Красный Сормович», №6 (16689) 2017 года
В начале ХХ века сормовичи строили двухпалубные пассажирские «дворцы-пароходы», получившие такое название за великолепную отделку и комфорт для пассажиров.

Так, 25 июня 1914 года в первый рейс из Нижнего Новгорода до Астрахани отправился грузопассажирский речной колесный пароход «Великая княжна Ольга Николаевна», а вскоре – пароход «Великая княжна Татьяна Николаевна».
За весь дореволюционный период завод
выпустил 489 судов
Советский период: пассажирские теплоходы и судна на подводных крыльях
В 1934 году был построен уникальный служебный «правительственный» теплоход «Максим Горький». В 1937 году завод «Красное Сормово» построил четыре первоклассных пассажирских теплохода: «Иосиф Сталин», «Клим Ворошилов», «Михаил Калинин», «Вячеслав Молотов».

В конце 1950-х годов Сормовская судоверфь спустила на воду флагманы речного пассажирского флота России – первые в стране речные трёхпалубные дизель-электроходы «Ленин» (1958) и «Советский Союз» (1959).
В августе 1957 года спущено на воду первое в мире пассажирское судно на подводных крыльях «Ракета-1». Позже строились скоростные СПК — «Чайка», «Метеор», «Буревестник» и другие. Лидирующие позиции в области разработки судов на подводных крыльях принесли заводу мировую славу и известность.
Суда на подводных крыльях Ростислава Алексеева — один из самых прорывных экспортный продуктов российско-советской промышленности.

Глеб Никитин, губернатор Нижегородской области
Становление и развитие подводного военно-морского флота в СССР

Помимо гражданского судостроения Нижегородская область прославилась военными морскими проектами. Одним из важнейших проектов завода «Красное Сормово» стала подводная лодка типа «Щука», которая получила название «Комсомолец». В 1934 году она была принята в состав ВМФ.
В 1979 году на Сормовской верфи была заложена большая дизель-электрическая подводная лодка третьего поколения проекта 877 «Варшавянка», самая малошумная субмарина в мире, имеющая славу подводного охотника.

Предназначена для уничтожения надводных кораблей и судов, подводных лодок противника, патрулирования, дозора, разведки, охраны коммуникаций в «ближней» морской зоне.
Еще одним масштабным проектом завода стала атомная подводная лодка третьего поколения «Барракуда», заложенная в 1979 году. Она стала ответом на американские подводные лодки «Лос Анджелес» и «Огайо», которые могли незаметно проникать в советские территориальные воды, избегая контакта с русскими средствами противолодочной борьбы.

В 1985 году находилась на глубоководных испытания в Норвежском море. На протяжении 80-х и 90-х годов активно следила за подводными лодками стран НАТО.
Всего с 1930 по 2005 года на заводе «Красное Сормово» построено 300 подводных лодок (в том 25 числе атомных) и глубоководных аппаратов.
Как сегодня развивается судостроение в Нижегородской области

В августе 2019 года впервые с советских времен были введены в эксплуатацию новые суда на подводных крыльях «Валдай». Этими судами, разработанными и построенными ЦКБ по СПК им. Р. Алексеева, воспользовались более 4 000 пассажиров.

Были организованы речные туристические перевозки из Нижнего Новгорода в Городец и Макарьево, даже мультимодальный маршрут в аэропорт «Стригино». В новом году маршруты сохранят и запустят дополнительные маршруты в Кстово, Дзержинск и Павлово.
Осенью прошлого года на заводе «Красное Сормово» впервые в новейшей российской истории был спущен на воду гражданский пассажирский лайнер на 300 мест, и с будущего года он уже начнет круизную навигацию: Москва-Санкт-Петербург, Москва — Нижний Новгород.

Речь идет о лайнере «Мустай Карим». Современный пассажирский теплоход строился на заводе «Красное Сормово» с весны 2017 года в рамках трехстороннего контракта.
Лайнер стал первым судном подобного класса, построенным и переданным заказчику на отечественной верфи за последние 60 лет.
В конце прошлого года возобновили производство легендарных «Метеоров». (проектант – ЦКБ по СПК им. Р. Алексеева). Такие суда на подводных крыльях будут востребованы во многих регионах России.

Например, в ряде регионов Сибири и Дальнего Востока, где слабо развита сеть автомобильных дорог, «Метеоры» предыдущего поколения — практически безальтернативный вид транспорта, но ресурс их почти исчерпан: им уже по 40 и более лет. Современные суда на подводных крыльях смогут их заменить.

По словам министра промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области Максима Черкасова, «Метеор 120Р» предназначен для скоростной перевозки 120 пассажиров, автономность плавания судна — 8 часов, дальность хода — 600 км.
Также в прошлом году нижегородские предприятия заключили контракты на поставку нескольких судов на воздушной подушке в Эстонию. В этом году строительство катеров для Эстонии продолжится. Кроме того, идут переговоры с Индией. У индийских партнеров есть заинтересованность в приобретении нескольких десятков наших судов на воздушной подушке.
Теперь мы есть в Instagram