26 апреля 2022 | стратегия развития нижегородской области

Навигация-2022: куда «Валдаи» повезут жителей и гостей Нижнего Новгорода в этом году

Два громких события 2021 года напомнили о Нижнем Новгороде всей стране. Во-первых, 800-летний юбилей города: в прошлом году его посетили первые лица России, а гала- концерт транслировался по центральному телевидению. Во-вторых, это статус «Новогодней столицы России — 2022», в котором Нижний Новгород проводил юбилейный год. Таким образом, десятки тысяч россиян посетили наш город, а миллионы – любовались им по телевизору. Но Нижнему Новгороду есть, чем удивить гостей и в 2022 году, недаром он считается столицей волжского судоходства и родиной судов на подводных крыльях. Ниже расскажем, куда последние будут ходить по Волге и Оке после старта навигации.

Нижегородские традиции живут

В 2022 году исполняется 65 лет первому рейсу теплохода серии «Ракета»: 25 августа 1957 года он всего за семь часов преодолел 420 километров от Горького до Казани с 30 пассажирами на борту. Это было первое советское пассажирское судно на подводных крыльях. Построили его на нижегородском заводе «Красное Сормово» под руководством прославленного конструктора Ростислава Алексеева.

Удивительным образом к созданию «Ракеты» были причастны известнейшие люди советской эпохи. Так, на одном из первых испытаний судна присутствовал приглашённый Алексеевым конструктор Сергей Королёв – один из столпов отечественной космонавтики. А тестирование ходовых качеств «Ракеты» доверили лётчику, Герою СССР Михаилу Девятаеву, которому в годы Великой Отечественной войны удалось бежать из плена, угнав немецкий самолёт. Именно ему посвящён российский фильм 2020 года «Девятаев», снятый режиссёром Тимуром Бекмамбетовым.
Но и это ещё не всё: летом 1957 года, примерно за месяц до первого пассажирского рейса горьковского теплохода, Ростислав Алексеев лично привёл «Ракету» в столицу, чтобы показать её советскому лидеру Никите Сергеевичу Хрущёву.

«Ракету» можно назвать «дедушкой» современных кораблей на подводных крыльях, которые до сих пор выпускаются в Нижегородской области Центральным конструкторским бюро по СПК им. Р.Е. Алексеева. Речь идёт, прежде всего, о небольших «Валдаях 45Р» и куда более вместительных «Метеорах 120». Нижегородцы уже довольно хорошо знают первые, со вторыми – им только предстоит познакомиться. Но, обо всём по порядку.

Куда поплывём в 2022 году

В прошлом году в Нижегородской области суда на подводных крыльях ходили по 11 маршрутам. Самыми популярными направлениями 2021 года стали Городец, Балахна, Макарьево и Шуховская башня на Оке. Выполнялись и межрегиональные маршруты – до Чебоксар. В общей сложности был выполнен 1 341 рейс. Но на 2022 год планы ещё более амбициозные: ожидается рост объёмов перевозок.

Навигация 2022 года обещает быть ещё более разнообразной. К существующим маршрутам добавятся новые. Суда на подводных крыльях начнут курсировать до Бора и Дзержинска.
Прибавится и несколько пунктов назначения в соседних регионах. Например, «Валдаи» должны связать Нижний Новгород с двумя замечательными волжскими селениями со схожими названиями. Первое – древний город Юрьевец в Ивановской области, почти ровесник Нижнего Новгорода. Второе – поселок Юрино в Марий Эл – известно, прежде всего, благодаря роскошному Шереметевскому замку.

В преддверии навигации 2022 года губернатор Нижегородской области Глеб Никитин и глава Республики Марий Эл Александр Евстифеев подписали соглашение о сотрудничестве, в том числе о об организации межрегиональных пассажирских перевозок.
Фото ООО «Водолёт»
Оба региона находятся на Волге, и нам нужно оживлять Волжский путь. В этом году запускаем навигацию вниз по реке. Принято решение предусмотреть заход «Валдаев» в Юрино, а затем – в Козьмодемьянск и в Чебоксары. Для этого необходимо развивать причальную инфраструктуру. Большая часть туристов, которые посещают дворец Шереметевых в Юрине, - это нижегородцы.
— отметил Глеб Никитин.

На чём «летают» нижегородские речные пассажиры

В Нижегородской области развитием скоростного пассажирского судоходства занимается ООО «Водолёт». На сегодняшний день компания располагает четырьмя судами на подводных крыльях «Валдай 45Р», каждое из которых способно перевозить за один рейс до 44 пассажиров. Планируется, что уже в июле 2022 года мини-флот пополнится ещё на один такой корабль. Выручают тут субсидии, которые выделяются из бюджета региона. Они позволяют брать новые суда в лизинг.

Благодаря областным дотациям «Водолёту» удаётся держать относительно невысокие цены на перевозки пассажиров и туристические путешествия. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно прокатиться на стареньком «Метеоре» из Санкт-Петербурга до Петергофа. Цена такой мини-прогулки неприятно удивит. В Нижегородской же области благодаря субсидиям из регионального бюджета удаётся удерживать стоимость билетов на доступном для жителей уровне.

Что касается пассажиропотока, то в 2022 году ожидается значительный рост. Если за прошлый сезон «Валдаи» перевезли 42 469 пассажиров, то в грядущую навигацию эту цифру в «Водолёте» планируют значительно увеличить.
Пассажиропоток весьма сложно точно спрогнозировать. Многое зависит от того, насколько рано мы запустим свои маршруты, в том числе и новые – до Шереметевкого замка в Юрино и до старинного Юрьевца в Ивановской области. Оба эти направления, безусловно, очень интересны с точки зрения туризма. Но запускать туда рейсы необходимо с самого начала навигационного периода, иначе интерес к ним угаснет. А для выполнения рейсов нужная инфраструктура, причалы.
рассказывает гендиректор ООО «Водолёт» Никита Итальянцев.
Новый импульс развитию межрегиональных речных перевозок, считает Никита Итальянцев, должна придать закупка комфортабельных нижегородских «Метеоров 120Р», способных перевозить до 120 пассажиров. Путешествовать на таких судах весьма приятно, ведь это теплоход с современным удобным салоном, климат-контролем, мультимедийными системами, прекрасным панорамным обзором и даже кафе-баром. А за счёт большей вместимости, стоимость билета на «Метеор» должна быть даже ниже, чем на «Валдай». Благодаря таким теплоходам, нижегородцы и гости города смогут в будущем путешествовать даже до Казани и Костромы.

Пассажир «Валдая» - кто он?

Нижегородцы любят быть первооткрывателями. Выше уже шла речь о том, что наши предки первыми в стране создали суда на подводных крыльях. А вот их потомки – в компании «Водолёт» - первыми в России догадались использовать эти быстроходные корабли не только для перевозки пассажиров, но и в качестве прогулочного транспорта. Представим, что вам никуда плыть не нужно, да и времени на это особо нет, но на «Валдае» прокатиться очень уж хочется. Не вопрос. На такой случай можно всего за 500 рублей купить билет на обзорную экскурсию по Нижнему Новгороду. При этом за час вы проплывёте под всеми мостами в черте города, с воды увидите самые главные нижегородские достопримечательности: и Кремль, и собор Александра Невского, и стадион на Стрелке, и ажурные пакгаузы, и Чкаловскую лестницу и многое-многое другое. В прошлом сезоне этим предложением воспользовались более 5000 человек. Кстати, в 2022 году экскурсионно-прогулочные маршруты по Нижнему Новгороду и до Шуховской башни стартуют уже 1 мая.

У пассажирских перевозок на «Валдае» есть несомненные плюсы. Например, из Балахны в самый центр Нижнего Новгорода на скоростном судне можно попасть за 35 минут, минуя все пробки. И всего за 250 рублей. Ни один автобус так быстро не домчит. А если ещё будет закрыт железнодорожный переезд... Любой житель Балахны знает, что на этот путь может уйти несколько часов.

Туристические рейсы, например в Городец или Макарьево, стоят дороже пассажирских, но они представляют из себя комплексный продукт. В стоимость билета входит не только проезд туда и обратно, но и посещение пары музеев с экскурсоводом. При этом у туристов остаётся время на покупку сувениров или обед в местном кафе.
Путешествия на «Валдаях», конечно, куда комфортнее поездок на автобусах. На этих судах есть туалет, можно пройтись. Но билеты на такой транспорт всегда были несколько дороже, чем на автобусы. В советское время эта разница была не большой, но с тех пор транспортная система сильно изменилась – уровень автомобилизации возрос многократно. Поэтому сейчас суда на подводных крыльях представляют куда больший интерес для туристической отрасли, нежели для обычных пассажирских перевозок.
— уверен доктор исторических наук, профессор НИУ - филиала РАНХиГС Алексей Халин.

За чем дело стало?

С момента развала СССР речной инфраструктурой для судов на подводных крыльях практически не занимались. В Нижегородской области этим вопросом озаботились лишь несколько лет назад: стали появляться специальные причалы, способные принимать и «Валдаи». Имеющиеся во многих местах пристани-дебаркадеры зачастую не подходят для судов на подводных крыльях, поэтому региональные власти решают данную проблему за счёт выделения бюджетных средств.

Так, 21 апреля министр транспорта Нижегородской области Павел Саватеев рассказал депутатам регионального Законодательного собрания, что в 2022 году на строительство причальной инфраструктуры для скоростных судов планируется направить 38 млн рублей. Речь идёт о причалах в Дзержинске, около Шуховской башни, на пристани «Южная», на Стрелке, на Бору и в посёлке Юрино.
С уверенностью можно сказать: «Валдаи» и суда на подводных крыльях в целом перестают быть экзотикой. Отрасль, чьё существование ещё недавно было под вопросом, постепенно набирает обороты.
— сказал Глеб Никитин.