24 марта 2023 | стратегия развития нижегородской области

Ретроспектива взглядов на развитие Черниговской улицы: вспоминаем концепции и эскизы

Проект возрождения и развития улицы Черниговской стартовал в Нижнем Новгороде. Полным ходом уже идёт берегоукрепление, вскоре начнутся работы по благоустройству новой набережной Оки, сохранению и реставрации историко-культурных памятников. Планируется, что территория бывшей Благовещенской набережной будет перезагружена с учётом современных потребностей нижегородцев и гостей города.

Редевелопмент Черниговской предусматривает строительство современного жилого дома на месте снесённого несколько лет назад высотного советского элеватора. Новое здание будет состоять из двух башен: 32 и 26 этажей. Мастер-план застройки в целом предусматривает строительство 145,8 тыс. кв.м жилой и коммерческой недвижимости. В рамках проекта планируется отремонтировать 9 домов-памятников. Все они получат современную архитектурную подсветку. Реставрация ожидает 4 объекта культурного наследия, входящих в ансамбль мельницы Башкирова. Таким образом, Нижний Новгород получит уникальный речной фасад.

На улице Гаршина будут расселены два аварийных многоквартирных дома площадью почти 2 тыс. кв.м. В новом квартале появятся зоны отдыха, паркинг, два детсада – на 60 и 80 мест. Реализация проекта развития улицы Черниговской потребует в общей сложности не менее 30 млрд рублей инвестиций.

Сегодня мы с главным архитектором Нижегородской области Сергеем Поповым вспомним, как изменялись взгляды профессионального сообщества на это место на протяжении последнего десятилетия. Он напомнил, что объёмно-пространственное и композиционное решение застройки этой улицы всегда рассматривалось с сохранением высотной доминанты на месте советского элеватора.
До последних лет реки внутри городов были, в первую очередь, транспортными артериями, поэтому и отношение к набережным было, как к гидротехническим сооружениям, никакого благоустройства здесь не предполагалось. Сегодня подход изменился, города поворачиваются к рекам. На улице Черниговской и до советского времени были внушительные промышленные здания до 8-9 этажей – с высотой этажа до 4 метров. Новый проект соответствует «памяти места» и создает очень контекстуальную ткань. Сегодня мы практически повторяем существовавший ранее исторический силуэт с учетом необходимости сбалансировать активную горизонталь метромоста, который входит в откос выше уровня существующей застройки,
— подчеркнул Сергей Попов.
Мукомольный комплекс работал на Черниговской до 2008 года, после чего территория набережной, и без того пребывающая в упадке, начала деградировать ещё быстрее. Первое предложение по перезагрузке улицы было предложено в 2013 году. Мастерская архитектора С.А. Тимофеева тогда представила концепцию застройки, которая также предполагала возведение высотки около метромоста и малоэтажных жилых домов вдоль улиц Черниговской и Гаршина. Объёмно-пространственное решение застройки рассматривалось тогда Архитектурным советом Нижегородской области совместно с общественным советом при управлении госохраны ОКН. Таким образом, в 2013 году была принята основа для дальнейшего проектирования. Параллельно велась работа по разработке охранных зон ОКН и регламентов данной территории.
Уже тогда, в 2013 году, прозвучали первые робкие предложения по берегоукреплению и благоустройству набережной. Через год проект был доработан, но это было некое «витание в облаках», полёт фантазии. Никто тогда не прорабатывал экономику вопроса, не принимал во внимание земельные отношения. Но у моста уже тогда формировалось нечто массивное. Кстати, объёмы, которые располагались ближе к откосу, мы рекомендовали убрать, поскольку это был явный перебор по массе. Сейчас там предлагается лишь малоэтажная застройка, существовавшая там исторически,
— вспоминает Сергей Попов.
Затем последовали разнообразные эскизные проекты: архитекторы попытались нащупать образы этого высотного здания у метромоста. Первая попытка – это «имитация» элеватора: в качестве реконструкции или новодела. Эти предложения Сергей Попов назвал скорее «студенческими» работами, всерьёз они не рассматривались, поскольку при нанесении перфорации на цилиндры элеватора здание теряет свою концептуальность.
Попытки поиска образа этого высотного здания следовали одна за другой. При этом стилистика предложений значительно различалась. Главный архитектор области признался, что ему импонировал вариант компромисса между историзмом и современной архитектурой. Но есть множество подобных зданий в Америке, поэтому могли возникнуть нежелательные ассоциации, заметил Сергей Геннадьевич.
В 2019 году по заказу инвестора – Нижегородского комбината хлебопродуктов – появился вариант петербургского архитектора Евгения Герасимова. Это был очень оригинальный и элегантный проект, но его экономика была отрицательной – инвестору, по сути, пришлось бы просто «подарить» городу столь интересное здание. Тем не менее, работа в этом направлении продолжилась, и на базе предложения Герасимова потом делались разные вариации. Началась работа над расчётами экономики проекта, изучались земельные отношения. Встали вопросы сохранения культурного наследия, берегоукрепления, развития инженерных сетей.
В вариантах последних лет застройка становилась более плотной - делалось это для того, чтобы проект не был убыточным. В 2020 году нижегородское НПО «Архстрой» разработал ещё одну концепцию застройки, которую рассматривал областной Архитектурный совет. По масштабу и парцелляции она входила в диалог с исторической застройкой, но её объёмы показались члена Совета чрезмерными и весьма жёсткими.
В 2021 году появился ещё один проект от архитектора Евгения Герасимова, где он по просьбе инвестора предложил ещё более плотную концепцию застройки второй линии – улицы Гаршина. Мы видим здесь линейную структуру, но со значительным повешением этажности. А в качестве «небоскрёба» представлен достаточно лобовой символизм в виде буквы «Н», который превращает архитектуру в произведение дизайна. Были две вариации: с высокой и низкой буквой «Н». Вторая выглядит несколько ущербна, её начинает подавлять мост. Высота этих зданий почти равна высоте откоса, поэтому Архсовет отклонил эту концепцию, и работа была продолжена,
— рассказывает Сергей Попов.
В 2022 году к работе над проектом застройки Черниговской подключилось московское архитектурное бюро «Остоженка», которое представило свои варианты. Был принят за основу тот, что градостроительно работает с метромостом, составляя с ним композиционную пару, и в то же время масштабно увязан с новой застройкой улицы. Проект не формирует жёстких фронтов, учитывает живописное расположение зданий и хорошо соотносится с исторической застройкой, считает Сергей Попов. При формировании архитектурных решений «Остоженка» планирует сотрудничать с нижегородскими мастерскими.
Акцентом проекта должны стать башни, которые взаимодействуют с горизонталью моста. Они не связаны с исторической застройкой, хотя по ширине и соответствуют её объёмам. Работа над деталями башен ещё продолжается. Одна подрезана снизу, другая – сверху. Между ними как бы создаётся некий диалог. «Остоженка» формирует новый контекст, но в нём нет противоречий. Думаю, что на выходе должен появиться очень интересный для Нижнего Новгорода проект ,
— заключил главный архитектор Нижегородской области.
Читайте по теме:
«Двор без машин» как символ новых стандартов качества жилья в Нижегородской области
База знаний. Нижегородская область становится образовательной площадкой общероссийского значения
«Ледокол» для развития образования: нижегородская «Школа 800» набирает обороты