15 июня 2022 | стратегия развития нижегородской области

«Важно услышать обе стороны»: нижегородский омбудсмен планирует развивать институт медиации

В 2021 году в адрес уполномоченного по правам человека в Нижегородской области поступили 4908 обращений от граждан, а уже в I квартале 2022 года - 1129 заявлений. Защищать интересы нижегородцев помогает региональный омбудсмен, которым с августа 2020 года является Оксана Кислицына. Государственный правозащитник рассказала о том, какие нижегородские инициативы были востребованы на федеральном уровне, а также о планах и приоритетах на год.
– Оксана Анатольевна, вы находитесь на посту с 2020 года. Как изменилась работа аппарата уполномоченного по правам человека в регионе?
– О.К.: С огромным уважением отношусь к работе предыдущих уполномоченных: Ольнева Василия Васильевича и Отделкиной Надежды Тимофеевны. Под их руководством была выстроена система работы правозащитного института в регионе. Время идет. Увеличилось количество тем, по которым граждане обращаются к нам, расширился круг полномочий омбудсмена... Я немного изменила порядок работы с обращениями граждан.
Ведь к уполномоченному по правам человека обращаются граждане, уже получившие ответы от тех или иных органов, но оставшиеся недовольными их решениями. Быть «вторым эшелоном» правозащиты сложно, поскольку понятно, что во всех органах работают профессионалы. Но их деятельность ограничена кругом определенных компетенций, а правды всегда две. Поэтому для меня очень важно услышать обе стороны. В 70% случаев мы отправляем запросы в тот орган, на который жалуются. Получив ответ, мы формируем свою правовую позицию и принимаем решение: либо рекомендуем органу вернуться к ситуации или принимаем решение о направлении в контрольно-надзорные органы (если чувствуем, что были нарушены права граждан). Также мы разъясняем гражданину его дальнейшую линию поведения или сообщаем заявителю об отсутствии фактов ущемления его интересов. Кроме того, мы берем в работу много проблемных ситуаций, которые стали нам известны из социальных сетей или из средств массовой информации.
– За защитой каких прав стали обращаться чаще?
– О.К.: Я вступила в должность в 2020 году, и за два года структура обращений особо не изменилась. В 2021 году, в связи с пандемией было чуть больше обращений, связанных с нарушением трудовых прав граждан. Ни работодатели, ни работники не были готовы к возникшей тогда ситуации. Большое количество обращений было связано с нарушением прав в области медицинского обеспечения. Жалуются на действия правоохранительных и судебных органов. Наконец, выходя на пенсию, многие из нас не совсем довольны той суммой, которую получают... В общем, жалобы, в основном, связаны с теми сферами, с которыми мы чаще всего сталкиваемся. В I квартале этого года зафиксировано более 1100 обращений. На сегодняшний день полностью либо частично удовлетворены более 60% из общего их количества. Но есть вопросы, которые нам не удается решить. К сожалению, в некоторых вопросах часто не все зависит от региона, во многом это вопросы федерального уровня. Есть случаи, когда пропущены сроки обжалования, иногда заявители предъявляют, на мой взгляд, завышенные требования.
– Появились ли какие-то принципиально новые обращения?
– О.К.: Появились новые обращения, связанные с пребыванием в Нижегородской области лиц, эвакуированных с территорий ЛНР и ДНР. Если раньше все, что было связано с международными вопросами, преимущественно направлялось уполномоченному по правам человека в РФ Татьяне Николаевне Москальковой, то в связи со спецоперацией на Востоке Украины приходится решать такие вопросы и уполномоченным в субъектах РФ, так как обращаются сюда. Это вопросы, связанные с пребыванием, питанием, получением документов, помощь с жильем, с получением лекарственных препаратов, помогаем с приобретением учебников. Эти процедуры вроде бы понятны, но они вызывают затруднения у людей, которые прибыли в другую страну. Из новых отметила бы обращения, связанные с защитой персональных данных, а также с оказанием некачественной юридической помощи гражданам.
– Мы знаем, что вы уделяете большое внимание досудебной работе с людьми. Расскажите о развитии института медиации?
– О.К.: Я считаю, что умение слушать, слышать, возможность говорить – это большие человеческие блага. Все мы отличаемся от животных наличием интеллекта, умением слушать и понимать друг друга. Это очень важно. Да, суд поставит точку в любой рассматриваемой ситуации, подведет черту под всеми конфликтами и проблемами. Но мы также должны понимать, что очень часто вторая сторона недовольна судебным решением, и у нее есть право обжаловать его. Чтобы этого избежать, и существует институт примирения – медиация. Конечно, есть вопросы, которые в принципе не подлежат медиации. Например, сложно простить человека, убившего родственника. Но есть достаточно много ситуаций, когда при разводе заложниками ситуации становятся дети. Когда кто-то из родителей начинает манипулировать ребенком в части возможности видеться с ним. Вот тогда мы стараемся встречаться, рекомендуем провести процедуру медиации. Как правило, это конфликт двух взрослых людей, которые пытаются наказать друг друга, и здесь важно разговаривать. Зачастую в суде не все расскажешь. Поэтому, если мы будем говорить до суда, то, во-первых, снимется нагрузка с судов, а во-вторых, можем надеяться, что два взрослых человека цивилизованным способом придут к соглашению, каждый пункт которого будут добровольно соблюдать.
Медиатор – это не психолог и не юрист. Конечно, у него может быть и юридическое и психологическое образование, но это не обязательно. Главное – наличие высшего образования и дополнительного квалифицированного. Он знает, как правильно себя вести, какие вопросы задавать, не перекладывая вину ни на кого из участников и т.д.
У нас есть партнеры, которые пока бесплатно проводят такие процедуры. Однако в будущем мы хотим, чтобы этим занималась специальное объединение медиаторов, которое знали бы и рекомендовали сторонам суды. Кстати, председатель Нижегородского областного суда готов эту тему развивать и поддерживать. Очень важно, чтобы люди знали про эту процедуру. Словом, сейчас мы ищем приемлемую форму, удобную для нашего региона.
– Уполномоченный по правам человека в Нижегородской области вышел с законотворческой инициативой об упрощенной процедуре прекращения статуса ИП для осужденных. Каков результат?
– О.К.: Она принята в третьем чтении Госдумой РФ, а затем соответствующий закон подписал глава государства Владимир Путин! Все началось с того, что наш заявитель (осужденный на тот момент) обратился к уполномоченному в 2020 году с просьбой прекратить статус индивидуального предпринимателя. Будучи на свободе, он подал заявление в налоговые органы о том, что он хочет заниматься бизнесом. Через две недели его задержали, он был осужден и, по сути, забыл о своем статусе. Вспомнил только тогда, когда из его маленькой зарплаты, которую он получал, будучи трудоустроенным в колонии, стали взымать деньги в счет уплаты налогов. Мужчина попросил закрыть статус ИП, но возникли проблемы — либо нотариуса нужно в колонию было привезти, либо заявителя в МФЦ отвезти. Тогда, с помощью нашего общественного помощника, который был работником МФЦ, этому гражданину удалось помочь. Понимая, что неурегулированность в законе есть, мы подумали: почему бы не предоставить руководителю исправительного учреждения право заверять подобные заявления для прекращения предпринимательской деятельности? В итоге инициатива была поддержана в Законодательном собрании Нижегородской области, а затем и в Госдуме РФ.

Мы проанализировали ситуацию в 2021 году. Оказалось, что порядка 700 человек таких ИП числится в местах принудительного содержания. Сделали запрос в наши колонии, чтобы посмотреть, кто хочет прекратить статус. Сейчас к нам поступают обращения от других осужденных с аналогичными просьбами.
– Как вы оцениваете ситуацию с правозащитными организациями в Нижегородской области?
– О.К.: У нас действует много общественных организаций, которые защищают права граждан, когда они нарушены. Либо помогают людям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Например, в регионе есть организации, работающие с трудными подростками, с инвалидами различных нозологий: колясочниками, слепоглухими, слепоглухонемыми. Когда ты узнаешь о таких людях, все собственные проблемы уходят не просто на второй, а на десятый план. Потому что, когда ты видишь людей, которые готовы жить, работать, приносить пользу обществу, несмотря на наличие ограничений, ты понимаешь, что это великие люди. У меня есть много знакомых из общественных организаций для людей с нарушениями органов зрения. Например, в одной из них работает слепой человек – Дмитрий Балыкин - высококлассный юрист. Он оказывает помощь не только своей организации, но и людям, которые к нему обращаются. Есть у нас замечательная Нина Макаровна Белоус, которая помогает осужденным, в том числе трудоустраивает людей. У нее это получается, потому что до службы занятости не все доходят, а Нину Макаровну знают все. Хочу отметить, что и Дмитрий, и Нина Макаровна в разные годы были отмечены медалью «Спешите делать добро» по линии Уполномоченного по правам человека в РФ. Я благодарна всем, кто с открытой душой помогает совершенно бескорыстно людям, оказавшимся в тяжелой ситуации.
– Вы предпочитаете работать с гражданами в собственном кабинете или за его пределами?
– О.К.: Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать. Особенно важно услышать вторую сторону, как бы ни хотелось верить всем. Но я понимаю, что если чьи-то права нарушены, то найти баланс можно только выслушав обе стороны. Линию защиты граждан мы выстраиваем, исходя из тех документов, которые получили. Но когда на наш запрос получаешь ответ, то все выглядит практически идеально. Когда же ты приезжаешь самостоятельно и смотришь на ситуацию своими глазами, то все может оказаться немного по-другому. Поэтому приходится много ездить. Иногда получается более пяти поездок в неделю. Я очень редко нахожусь на рабочем месте, но, тем не менее, стараюсь еженедельно вести прием граждан.
– Расскажите о планах на будущее?
– О.К.: На 2022 год приоритетными задачами для себя ставлю защиту жилищных прав граждан, формирование безбарьерной среды для маломобильных граждан, оказание содействия лицам, страдающим психическими заболеваниями, профилактику фактов оказания недобросовестной юридической помощи, а также развитие института медиации.
Читайте по теме: